«Родник любви и вдохновения». Выставка в Выставочном зале «Манеж»

12-09-2020

11 сентября 2020 года в Выставочном зале «Манеж» открыта выставка живописи, графики и скульптуры из коллекции Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани «Родник любви и вдохновения». Выставка посвящена 100-летию образования ТАССР.

 

Фото №980830. Открытие выставки «Родник любви и вдохновения»Фото №980830. Открытие выставки «Родник любви и вдохновения»
Фото №980825. На открытии выставки «Родник любви и вдохновения»Фото №980825. На открытии выставки «Родник любви и вдохновения»
Фото №980935. Мария Филатова, Айрат СибагатуллинФото №980935. Мария Филатова, Айрат Сибагатуллин
Фото №980900. Сибагатуллин Айрат Миннемуллович, Захарова Галина ГеоргиевнаФото №980900. Сибагатуллин Айрат Миннемуллович, Захарова Галина ГеоргиевнаСибагатуллин Айрат Миннемуллович, директор ГБУ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль"
Фото №980835. Книги, каталоги, альбомы, изданные Фондом Ш.МарджаниФото №980835. Книги, каталоги, альбомы, изданные Фондом Ш.Марджани

В ВЗ «Манеж» представлено 60 работ 16 мастеров изобразительного искусства из России и Средней Азии.  В экспозиции можно ознакомиться с работами художников-татар из Узбекистана, Казахстана, Башкортостана, стран Балтии, Перми, Москвы, Санкт-Петербурга.  Вот их имена: Баки Урманче, Чингиз Ахмаров, Марат Садыков, Равил Халилов, Амир Тимергалеев, Рамин Нафиков, Марат Вафин, Адия Ситдикова, Анвар Кашаев, Ринат Миннебаев, Василь Ханнанов, Ринат Харисов, Мидат Мухаметов, Расих Ахметвалиев; скульпторы: Тагир Субханкулов и Альфиз Сабиров.

В экспозиционном зале  мы встретились с куратором выставки и представителем Фонда им. Ш. Марджани Марией Филатовой. В  беседе выяснили, как возникла идея создания выставочного проекта, как проходил отбор работ к выставке.

Фото №980905. Мария Филатова, куратор выставкиФото №980905. Мария Филатова, куратор выставки

В Центре «Эрмитаж-Казань» существует проект «Незримые узы с родиной». В рамках этого проекта  было проведено  две выставки экспонентами, которых являлись художники из Санкт-Петербурга. Продолжая этот проект, Центр «Эрмитаж-Казань» обратился к Фонду Марджани с идеей сотрудничества. В год 100-летия образования ТАССР «Незримые узы с родиной» обогатились  «Родником любви и вдохновения». Именно так была названа нынешняя выставка. Не правда ли, весьма органичное обновление проекта? Как иначе?! Татарстан для каждого из представленных художников является источником вдохновения в создании произведений.

 — В сравнительно небольшом пространстве стояла задача собрать произведения  мастеров таким образом, чтобы экспозиция получилась цельная, ничего не выбивалось и соответствовало этой концепции.  Сделать это было легко, потому как, несмотря на различия этих художников,  их объединяет то, что  все они думают о Татарстане, как-то коммуницируют друг с другом, — рассказывает Мария Филатова и продолжает — отбор художников для выставки — это очень интересная работа. Я благодарна судьбе, что училась на искусствоведа и смогла себя проявить, так как мечтала.   Как это происходит? Появляется тема «Незримые узы с Родиной».  Я очень хорошо знаю коллекцию Фонда Марджани, поскольку сама ее собирала. По наитию, по ощущению я собираю   определенное количество работ, потом  виртуально развешиваю их по стенам, думая, что и как сопоставляется.  К примеру, у Василя Ханнанова очень много работ по Корану. (Серию «Бабушкин Коран» казанский зритель уже знаком  прим. ред. ). В этот раз я отобрала  только те, которые иллюстрируют тему выставки...

Первый зал посвящен творчеству двух очень важных художников Баки Урманче и  Чингиза Ахмарова.

Баки Урманче с 1941 по 1956 год был в  Казахстане и Узбекистане.  На выставке представлены работы этого периода.

Фото №980875. Фрагмент экспозици выставки «Родник любви и вдохновения»Фото №980875. Фрагмент экспозици выставки «Родник любви и вдохновения»

Мы видим картины «Дети в юрте», «В гостях у Абая».  Собственно, он был приглашен а в Алма-Ату, создавать работы на тему Абая, проектировать памятник. Если сравнивать работы Баки Идрисовича  по колориту, то заметно, что картины на казахские мотивы более темные, а Узбекистан в его творчестве солнечный и светлый.

Фото №980840. Натюрморт. 1948. Баки УрманчеФото №980840. Натюрморт. 1948. Баки Урманчехолст, масло
Фото №980850. Дети в юрте. 1949. Баки УрманчеФото №980850. Дети в юрте. 1949. Баки Урманчехолст, масло
Фото №980855. В гостях у Джамбула. 1944. Баки УрманчеФото №980855. В гостях у Джамбула. 1944. Баки Урманчехолст, масло
Фото №980845. Портрет девочки. Этюд. 1948. Баки УрманчеФото №980845. Портрет девочки. Этюд. 1948. Баки Урманчекартон, масло

Чингиз Ахмаров родился в Татарстане. В раннем возрасте, после учебы в Москве, уехал в Узбекистан. На родину вернулся уже в почтенном возрасте. Здесь он расписывал интерьеры  Театра оперы и балета им. М.Джалиля и нового железнодорожного вокзала.

Фото №980890. Эскизы. Фрагменты росписи Театра оперы и балета им. М.Джалиля в Казани. 1964Фото №980890. Эскизы. Фрагменты росписи Театра оперы и балета им. М.Джалиля в Казани. 1964Чингиз Ахмаров; бумага, гуашь, белила

Эскизы  росписей это лишь маленькое вкрапление  на экспозиционной стене. Основная часть отводится женским образам. Потому как они занимают главное место в его творчестве.

— Для выставки отобраны татарские и узбекские образы.   И те и другие имеют тюркские корни. Образы где-то отличаются, в чем-то похожи.  У всех присутствует  волшебная изюминка — загадочность — рассказывает куратор выставки.

Фото №980880. Фрагмент экспозици выставки «Родник любви и вдохновения»Фото №980880. Фрагмент экспозици выставки «Родник любви и вдохновения»
Фото №980885. Татарская девушка. 1993 /Нодира. 1987. Чингиз АхмаровФото №980885. Татарская девушка. 1993 /Нодира. 1987. Чингиз Ахмаровхолст, темпера / холст, темпера, масло

Дополняют среднеазиатское пространство выставки (первый зал): Марат Садыков из Ташкента и Равил Халилов, художник, рожденный в Китае.

Фото №980865. У хауза. 1984. Марат СадыковФото №980865. У хауза. 1984. Марат Садыковбумага, акварель
Фото №980870. Канатоходец. 1980. Марат СадыковФото №980870. Канатоходец. 1980. Марат Садыковбумага, акварель
Фото №980860. Осень. 1975. Равил ХалиловФото №980860. Осень. 1975. Равил Халиловбумага, акварель

Во втором зале представлено творчество  художников-татар из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы и стран Балтии. Можно ознакомиться с живописью, графикой и скульптурой. Свои произведения  представили скульптор Тагир Субханкулов и Альфиз Сабиров.

Фото №980815. Гуля (Веселая девушка). 1982. Тагир СубханкуловФото №980815. Гуля (Веселая девушка). 1982. Тагир Субханкуловгипс
Фото №980820. Гуля (Веселая девушка). 1982. Тагир СубханкуловФото №980820. Гуля (Веселая девушка). 1982. Тагир Субханкуловгипс
Фото №980810. Планета Земля. 2005 /Свидание. 1998. Тагир СубханкуловФото №980810. Планета Земля. 2005 /Свидание. 1998. Тагир СубханкуловБронза
Фото №980800. Бык. Альфиз Сабиров. 2018Фото №980800. Бык. Альфиз Сабиров. 2018Бронза
Фото №980805. Пораженный 2. 2018. Альфиз СабировФото №980805. Пораженный 2. 2018. Альфиз СабировБронза

Родина, фактически,  может быть другой, нежели Татарстан —  опережая мой вопрос о географии проекта  рассказывает Мария Филатова  — кто-то родился в Перми, кто-то в  Башкортостане... Это не важно. Все художники реагировали с большой гордостью, что их выбрали на эту выставку. Многие из них неоднократно в своем творчестве обращались и обращаются к теме Татарстана, либо с теплом отзываются о республике.

В творчестве художников красной линией проходит тема татарской истории, древней мифологии и тд.

Для Расиха Ахметвалиева основная тема творчества — всадники. На выставке представлена  тремя  яркими картинами-панно.

Фото №980755. Синий всадник /Фиолетовый всадник /Желтый всадник. 2011. Расих АхметвалиевФото №980755. Синий всадник /Фиолетовый всадник /Желтый всадник. 2011. Расих Ахметвалиевхолст, масло

Для Мидата Мухаметова очень важна тема степи.  Степь по природе абстрактна. Какая она разная!

Фото №980760. Дорога. 2013. Мидат МухаметовФото №980760. Дорога. 2013. Мидат Мухаметовхолст, масло
Фото №980765. Серия живопись. Картина №40.2006. Мидат МухаметовФото №980765. Серия живопись. Картина №40.2006. Мидат Мухаметовхолст, масло

Работа «Идущая»  — антропоморфная фигура, бредущая по степи.  Предельна лаконична по содержанию, но  здесь все и знойное марево солнца, и усталость  от движения, и упорство, с которым  человек бредет по степи.

Фото №980770. Идущая. 1995. Мидат МухаметовФото №980770. Идущая. 1995. Мидат Мухаметовхолст, масло

 В творчестве Василя Ханнанова  татарская тема в приоритете.

Фото №980775. Сююмбике. 1994. Василь ХаннановФото №980775. Сююмбике. 1994. Василь Ханнановхолст, масло
Фото №980780. Композиция № 126. 1994. Василь ХаннановФото №980780. Композиция № 126. 1994. Василь ХаннановИз цикла «Рождение мифа» (Великая степь); холст, масло

«Звездная река» — полиптих Марата Вафина состоит из 20 работ. На выставке экспонированы 4 его работы, выполненные в пастозной технике.

Фото №980920. Полиптих «Звездная река». Змея /Коза /Карга/Красный конь. 2011. Марат ВафинФото №980920. Полиптих «Звездная река». Змея /Коза /Карга/Красный конь. 2011. Марат Вафинхолст, масло

 Яркеие и красночные  картины Рамина Нафикова.

Фото №980910. И кораблик плывет. 2007. Рамин НафиковФото №980910. И кораблик плывет. 2007. Рамин Нафиковхолст, масло
Фото №980915. Город. 2008 /Слепой дождь. 2003. Рамин НафиковФото №980915. Город. 2008 /Слепой дождь. 2003. Рамин Нафиковхолст, акрил /холст, масло

 С французским налетом живопись Амира Тимергалеева. Она уносит нас в начало 20 века. В картинах отголоски импрессионизма, фовизма.

Фото №980930. Пейзаж на Волге. 2004. Амир ТимергалеевФото №980930. Пейзаж на Волге. 2004. Амир Тимергалеевхолст, масло
Фото №980925. Портрет пожилого человека. 2002. Амир ТимергалеевФото №980925. Портрет пожилого человека. 2002. Амир Тимергалеевхолст, масло

На этой выставке 16 художников признались зрителю в своей любви к Татарстану. Узы с родиной — абсолютно искренняя история для них.

Фото №980895. Гуля (Веселая девушка). 1982. Тагир СубханкуловФото №980895. Гуля (Веселая девушка). 1982. Тагир Субханкуловгипс
Фото №980795. Натюрморт с вышитыми полотенцами. 1981 /Материнство. 1968 /Натюрморт с чак-чаком. кон. 1970-х. Адия СитдиковаФото №980795. Натюрморт с вышитыми полотенцами. 1981 /Материнство. 1968 /Натюрморт с чак-чаком. кон. 1970-х. Адия Ситдикова
Фото №980790. Черно-белое кино. 2003. Ринат ХарисовФото №980790. Черно-белое кино. 2003. Ринат Харисовхолст, акрил
Фото №980785. Казанский Кремль. 2007. Ринат Харисов

источником публикации является сайт art16.ru


Последние публикации (смотреть все >>)

Высшая школа по подготовке национальных кадров.

Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее – Министерство) на сегодняшний день ведет работу по созданию Высшей школы по подготовке национальных кадров. Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы (алга таба -Министрлык) республикада милли кадрлар әзерләү буенча Югары мәктәп ачу буенча эшчәнлек алып барылуы турында хәбәр итә.

Читать далее >>

АНКЕТА участника Международного молодежного образовательного форума «Балтийский Артек»

Российская Федерация, Калининградская область, 9-16 августа 2018 года (заезд – 9 августа, отъезд – 16 августа)

Читать далее >>

Положение о проведении Форума «Arts Biler Forum»

Форум «Arts Biler Forum» (далее - Форум) организуется в 2018 году впервые и являеюя второй сменой VII Международного молодежного образовательного форума «Сэлэт». проводимого традиционно на территории Билярского государственного историко- археологического музея-заповедника по поручению и при поддержке Президента Республики Татарстан Минниханова Рустама Нургалиевича.

Читать далее >>








Наши фото (смотреть все >>)

P_20140507_232327
openday-8
2_sdes_sdut_pocetnih_gostei
3tema3
1_plakat_sabantuya_u_sceni
blag6

050000, РК, Алматы, ул. Толе Би, 35 (ул. Валиханова, 63)
тел.: 8 (727) 291 9806;
факс: 8 (727) 293 9243
моб.: + 7 747 272 4034
e-mail: ,

Время работы администрации:
понедельник - пятница: 9-00: 16:00
суббота и воскресение - согласно расписанию

Наверх