Поэт Айсаров Ринат
04-07-2016

Дедушка мой по отцу, Айса, был дехканин. Когда в Чилике установилась Советская власть, герой революции дунганин Масанчи въехал на коне во двор саманного домика, где жил дедушка, и приказал ему переселиться в большой дом зажиточного (не по теперешним представлениям) русского соседа. В пристройках того дома стояли брошенные сбежавшим хозяином коровы, овцы и свиньи. Испуганный дед попытался отказаться от чужого добра. Масанчи не стал уговаривать и пробуждать в нем пролетарское понимание грядущих социальных перемен, а просто вынул свою саблю. Революционная решимость боевого командира оказалось убедительной. Когда отряд Масанчи уехал утверждать идеалы революции в других селениях, Айса вернулся в свою саманку.
До войны семья окончательно поселилась в Алма-Ате в доме родителей мамы. Помню, как провожали отца на фронт вместе с его грузовиком-«полуторкой». Сначала их отправили на Дальний Восток. В боях отец начал участвовать под Сталинградом. В конце войны на «Катюше» штурмовал Берлин. Сохранилась немецкая почтовая открытка, отправленная отцом мне из Берлина 10 мая 1945 года.
Время моих родителей ушло в историю и о нем интереснее писать, чем о себе. Я родился 21 сентября 1936 года в с. Чилик Алма-Атинской области. Мама, по рассказам которой можно было бы написать собственную «Семейную хронику», говорила, что меня принимала работавшая врачом в Чиликской больнице жена Абдуллы Розыбакиева, известного революционера, погубленного в период репрессий. Сожалею и стыдно – я позабыл ее имя. Учился в Алма-Ате. Служил в авиационных войсках под Ленинградом. Образование получил в Казахском сельскохозяйственном институте. Инженер-механик. Кандидат технических наук. На пенсии после исполнения 70-ти лет.
Стихи привлекали еще в школьные годы. С возрастом совершал для себя открытия в поэзии. Однако, работа требовала много времени на изучение специальной технической литературы. Художественная литература, как и для многих моих сверстников, – увлечение и потребность. Думая о прожитом, имею мнение, что для не малой части поколения, детство которого проходило в годы Великой Отечественной войны, художественная литература сыграла решающую роль в формировании нравственных черт, достойных уважения. Условия
жизни располагали к чтению. Теперь много информации, полезной и бестолковой, можно узнать без особого напряжения из телепередач. Но чтение хорошей литературы более всего способно пробудить у молодых людей ростки благородного, украшающие человека, побуждающие к добру. Привожу слова великого Абая, обращенные к молодым соотечественникам, которые, для краткости, я попытался передать в стихах:
Запомни Абая слова назидания:
Знание,
нравственность,
благодеяния!
Достоинства эти людей возвышают,
Но есть и три вещи – они унижают,
Три вещи, которым такие названия:
Невежество,
леность
и злодеяния!
Запомни Абая слова назидания,
Для поколений его пожелания:
Сумеет быть верным лишь тот,
кто стыдится,
Не станет невеждою – кто не ленится.
Кто тень в яркий день –
вряд ли друг тебе лучший,
его не найдешь, если сгустятся тучи!
Запомни правдивые вечно слова:
Любовь, но без верности – тоже вдова!
Саф күгәрчем
(вальс)
Зәңгәр, зәңгәр һаваларда – саф күгәрчем,
Синсиз, синсиз яшь күзләрем дөнья күрсятмый.
Сине яратамың, сине яратамың,
Сине яратамың – яратамың мин!
Сине яратамың, сине яратамың,
Сине яратамың – яратамың мин!
Яшь түлтыра күзләремне – қарап сиңа түймым,
Синсиз, синсиз яшиалмым, яшиалмым мин!
Сине яратамың, сине яратамың,
Сине яратамың – яратамың мин!
Синсиз яшиалмым, синсиз яшиалмым,
Синсиз яшиалмым – яшиалмым мин!
Сине яратамың, сине яратамың,
Сине яратамың – яратамың мин!
* * *
Чия, алма агачлар да
ақ чәчәкләнә менә,
Йорәгем борчып сызлый,
уйемда бер син гына.
Түбәдә күгәрченнәр
қанат жаип гүрләшә,
Бер көн сине күрмәсәм
күзләремнән яшь төшә.
* * *
Синең шаян күз карашың – миңа гажәп,
Күзләремә күренмәсәң – миңа газап.
Чың күңелдән шигырь эзлим
көннән төнгә
Төң йоклары качып кайтмый
төннән көнгә.
Тәрәзәдән әллә кайчан таң сызылган,
Һайран қалам мин үземә – нәрсә булган?
* * *
Һаман, һаман көтәм сине,
Мәнгелеккә бер қыш көне
Син булмасаң cузлып чақлы.
Син янымда булсаң чақта
Бер күз ачып, бер йомганча,
Тул мәнгелек кимеп қача.
Йоклап булмый – син күзләрдә,
Йоклап қалсам – син төшләрдә.